Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Подъем и перемещение грузов неразрывно связаны с применением строп. Ассортимент грузозахватных элементов необычайно широк и разнообразен: веревки, цепи, плоские канаты … Но титул лидера по популярности и распространенности все же остается за классическими стальными тросами.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Главными функциональными элементами любого троса являются концевые петли. Чтобы трос был максимально надежным и предельно безопасным, петли создаются методом плетения. Данную технологическую операцию называют заделкой или чалкой металлического троса.

При такелаже более-менее тяжелых грузов, от 20-30 (кг), альтернативы заплетенным концевым петлям нет. Разумеется, встречаются варианты опрессованных петель, когда концевые захваты гильзуются и сдавливаются специальными клещами. Но даже под небольшой нагрузкой такие петли склонны к разрушению.

Ниже пойдет речь о том, как заплести петлю на металлическом тросе.

Как заплести концевую петлю на металлическом тросе

Конечно, промышленность предлагает широчайшее видовое разнообразие строп на основе металлического троса. В любом специализированном магазине можно без проблем заказать металлическую гибкую стропу подходящей длины и грузоподъемности.

Но в некоторых случаях куда проще и дешевле самостоятельно зачалить концевые петли. Для этого потребуется лишь подходящий трос и базовый набор инструментов/приспособлений:

  1. Тиски
  2. Рулетка или линейка
  3. Ударная отвертка
  4. Молоток
  5. Строительный нож
  6. Нить или тонкая проволока

Без тисков будет сложно обойтись при чалке металлических тросов диаметром свыше 15-20 (мм). Тросы же диаметром до 10-15 (мм) легко заплетаются вручную.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Стоит отдельно заметить, что серийное изготовление металлических гибких строп предусматривает использование специального станка для чалки петель. Станочное оборудование особенно актуально при изготовлении концевых петель на тросах большого диаметра, от 20-30 (мм) и более того.

При чалке тросов небольшого диаметра, до 10-15 (мм), вполне реально обойтись и простейшими подручными средствами.

Итак, как заплести металлический трос.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Чалка троса небольшого диаметра, до 10-15 (мм)

  • Делим трос на 2 части, по 3 пряди в каждой. Жалом отвертки вклиниваемся в центр и разделяем трос.
Читайте также:
Водородная металлургия, технология восстановления металла водородом

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Как понятно, если кончик троса завязан, чтобы предотвратить растрепывание, то нужно вначале снять концевую стяжку.

Крайне желательно после разделения троса сразу же завязать кончики. В этом случае проволока прядей не будет самопроизвольно растрепываться.

  • Разматываем половинки троса. Длина размотки должна соответствовать 3-м длинам петли. Если изготавливается петля 15 (см), то нужно размотать трос на: 3*15=45 (см).

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

В процессе разматывания прядей обнажится сердцевина. Это пеньковая веревка, используемая для смазки троса. Веревку нужно просто срезать.

Некоторые мастера рекомендуют срезать веревку лишь в нижней части, где концы петли зачаливаются в само тело троса. Наличие пеньковой сердцевины в петле придаст концевой чалке стабильности. Дополнительно петля будет получать смазку, что предотвратит преждевременную коррозию.

Что еще нужно знать о том, как заплести петлю на металлическом тросе.

  • Сматываем нижнюю часть (1/3 от общей размотки). Нижняя треть разматывалась для того, чтобы срезать веревочную сердцевину.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Если не убрать сердечник на длину заделки троса, то веревка будет мешать зачаливать концы стропы.

  • Создаем петлю из концов троса. Петля должна быть такой длины, чтобы концы чалки достигали границы нижней размотки, последней третей части, до места среза веревки.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Концы троса продеваются внутрь петли, как в зеркальном отражении. Кончики троса заматываются до самого низа. В крайнем нижнем положении на концах должен оставаться хвостик, длина которого соответствует нижней смотанной части, где обрезан веревочный сердечник.

  • Прокручиваем отверткой кончики в теле троса. Просто вставляем в место стыковки петли и троса отвертку и зачаливаем хвостики.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

В тросах небольшого диаметра данная операция легко осуществляется от руки, на весу. Если же заделывается трос потолще, от 20-30 (мм) и более того, то без тисков вряд ли удастся обойтись.

Концы чалки нередко начинают выглядывать из троса. Такое обычно происходит, когда кончики не обжимаются проволокой/ниткой в самом начале работы. Выглядывающие кончики опасны тем, что растрепанная проволока является острой. При неаккуратном обращении с такой стропой легко порезать руки.

Читайте также:
Булат и дамасская сталь: история появления и современные перспективы

Если проволока все же растрепалась и кончики начали выглядывать из чалки, то рекомендуется дополнительно защитить нижнюю часть петли изолентой или любым другим материалом, по типу термоусадки. Можно воспользоваться и обжимной втулкой.

Дополнительная информация о чалке металлического троса.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Нужно ли ставить в петлю коуш

Коушем называют внутреннюю вставку, которая должна контактировать с зацепом на грузе или тяговом механизме. Данный компонент призван защитить петлю от преждевременного механического износа. То есть нагрузка трения воздействует на коуш, а не внутренние пряди троса.

Конечно, если трос используется редко, как в случае с буксировочной стропой автомобиля, то установка коуша может быть и не оправданной. Но когда стропа используется часто и подолгу, как на лебедке авторемонтного сервиса, то установка коуша является крайне желательной.

В случае частой эксплуатации стропы коуш позволит многократно продлить срок службы чалки.

Коуш можно легко поставить на уже зачаленную петлю. Для установки коуша на готовую чалку следует использовать дополнительный зажим (хомут). Это специальное тросовое крепление, позволяющее надежно стянуть элементы тросовой петли.

Как заплести металлический трос крупного типоразмера.

Чалка металлического троса большого диаметра, от 15-20 (мм), метод огона

С увеличение диаметра трос становится все более и более жестким, что обусловлено увеличением диаметра проволоки в прядях, а также повышением диаметра самих прядей.

На тросах диаметром свыше 15-20 (мм) становится весьма и весьма проблематично зачаливать пряди вручную. От руки вряд ли получится заделать хвостики петли в само тело троса. Чтобы упростить задачу, пряди зачаливаются в трос по отдельности. Данный прием получил название «огон».

  • Фиксируем трос в тисках. При чалке крупного троса нужно фиксировать трос в 2-х местах, то есть потребуется пара тисков.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Предварительно нужно разметить оптимальную длину петли. Трос зажимается у нижнего края петли.

  • Отгибаем прядь у нижнего края петли. Чтобы это сделать, нужно втиснуться жалом ударной отвертки под прядь и дополнительно расклинить данное место.
Читайте также:
Технология гибки медных труб

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

  • Разматываем прядь на тросе и вставляем ее в расклиненное место. После этого можно убрать отвертку со вспомогательной распоркой.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Разматывать следует ту же прядь, которая расклинивается. Витки прядей по всей длине троса повторяются, по этой причине легко определить, где расклинивать трос, а также какую прядь разматывать.

В тросе 6 прядей. То есть через каждые 6 витков намотка повторяется.

Зачаленную прядь следует хорошо подтянуть. В этом случае чалка металлического троса будет максимально качественной.

  • Повторяем расклинивание, размотку и зачаливание с остальными прядями. Заделывать пряди следует по порядку. Размотка производится по часовой стрелке, прядь за прядью.

 

  • Переворачиваем петлю на 180˚, когда заделаны все 6 прядей.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

  • Повторно заделываем каждую из прядей, соблюдая очередность.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Огон предполагает заделку прядей 4 раза. То есть описанный выше цикл следует повторить 2 раза.

  • Оставшиеся хвостики прядей просто срезаются.

 

Огон позволяет добиться достаточно плотного сплетения чалки. Созданные таким способом стропы имеют допуск к любым погрузо-разгрузочным или такелажным работам. Огон актуален и для швартовых тросов.

Что еще нужно знать о том, как заплести металлический трос.

Чалка металлического троса ленивым огоном

При создании концевых петель на тросе большого диаметра нередко применяется метод «ленивого огона».

  • В этом случае петля создается традиционным методом, переплетением 2-х половинок (по 3 пряди).

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

  • Но хвостики петли не зачаливаются в тело троса. Вместо заделки концов в трос хвостики сплетаются между собой.
  • Далее сплетенный хвостик крепится к основной части троса при помощи металлической втулки и стяжек.

Как заплести металлический трос, делаем петли на концах троса, чалка

Втулку следует сжать либо молотком, либо на прессе. Зажимы стягиваются гайками.

Ленивый огон позволяет получить весьма надежное и безопасное соединение. Дело в том, что при создании нагрузки на стропу сплетенные в области петли пряди растягиваются, из-за чего заметно увеличивается сила сцепки.

Да, ленивый огон уступает по надежности и безопасности традиционному огону. Но чалки металлического троса ленивым огоном все же будет достаточно для большей части задач в сфере такелажа, погрузки и разгрузки.

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий